Этот отчет должен был появиться еще в начале сентября прошлого года, но поздно - лучше, чем никогда
Один день в Чегеме
В августе 2007 года мне довелось провести один день в Чегемском ущелье.
Попал я туда совершенно случайно, благодаря знакомству с юными парапланеристами из курского клуба «Торнадо» и их инструктором Таней Носковой. Дело было на Юце. После окончания детских соревнований они собирались заехать в Чегем, и предложили мне присоединиться к этому путешествию. Звонок на работу, быстро поменять билеты – и я уже наслаждаюсь горными пейзажами из окна микроавтобуса.
По узкому серпантину мы углубляемся в Кабардино-Балкарию. Короткая остановка около знаменитых чегемских водопадов. К сожалению, уже темнело, и качественно заснять их не удалось.
В лагерь приехали уже в полной темноте. Местный пасечник угостил нас вкуснейшей похлебкой, наотрез отказавшись брать за нее какие-то деньги. А медом мы просто объелись. Честно скажу, был приятно поражен таким гостеприимством, для нас, жителей города, это удивительно.
Утром, выбравшись из палатки, я увидел горы во всей красе...
Чегемское ущелье – уникальное место. Оно имеет боковой «карман» (или ответвление) шириной около километра, дно которого расположено под уклоном и сужается в нижней части. С другой стороны ущелье ограничено вертикальными скальными зубьями высотой около 500 метров. Днем снизу вверх по дует так называемый горный бриз, образуя у этих скал ровный мощный динамик.
При всей своей привлекательности, он таит в себе одну серьезную опасность, связанную с аэрологией гор. Вечером восходящий поток меняется на нисходящий, и происходит это в течение нескольких минут. Если зазевавшийся пилот не успеет сесть до смены направления ветра – его с очень приличной скоростью швырнет на скалы. Идти на посадку лучше за 15-20 минут до затухания динамика, а при появлении первых признаков его ослабления надо немедленно приземляться, не уже пытаясь слететь в лагерь.
Позавтракав, мы отправились на старт. Он расположен на живописном лугу метров на 100 выше лагеря.
11 утра, погода прекрасная, но дует, на мой взгляд, слабовато. Раскладываю крыло, стартую. Сперва показалось, что просадит – и придется приземляться где-нибудь внизу, а потом тащиться с километр назад. Доворачиваю к поросшему лесом склону. Около старта он относительно пологий, и слишком приближаться опасаюсь – перспектива посадки на сосну не вдохновляет. У склона начинаю плавно выпаривать, разворачиваюсь, прохожу над стартом, впереди зубья… И тут начинает переть. Как на лифте. Ощущение, что ветер дует вертикально вверх, прибор заходится писком, показывая +4…+6. Через несколько минут я уже лечу параллельно вершине хребта.
Чегем – идеальное место для SIV курсов и акробатики. Правда лишь для тех, кто рискнет заниматься всем этим без водного пространства внизу. 700 метров над стартом набираются буквально за несколько минут, динамик очень ровный и стабильный. Много пространства для маневров и есть куда садиться внизу. «Правильный» ветер дует с 11 утра до 6-7 часов вечера.
В тот день я налетал более 5 часов.
Автопортрет в полете.
Величина и мягкость динамика позволяют заниматься фотографированием, почти не отвлекаясь на управление.
Из-за величины летного пространства динамика - никакой тесноты, несмотря на приличное количество крыльев в воздухе.
Закончились мои полеты не совсем гладко. Летал я на ASA Respect, приобретенном буквально за неделю до отправления на Юцу. Мой общий налет при приезде в Чегем составлял чуть менее 15 часов (из которых 12 – на «респекте»).
Обрадовавшись быстро набираемой высоте, я решил заняться акробатикой в виде спиралей и винговеров. Если с первыми проблем не возникало, то вторые еще предстояло научиться выполнять – до сих пор у меня вместо красивых фигур выходили какие-то неуклюжие качки. После некоторых стараний начало получаться, но я слишком увлекся и забыл про контроль высоты… Резкий выход из очередного виража, когда я наконец увидел слишком близкую землю, привел к неожиданной спирали. Еще один противоввод, и… 70% крыла с правой стороны складывается. Мгновением позже начинается авторотация, край сложившейся консоли в «галстуке». Скорость нарастает, вижу под собой белые валуны на склоне, на ОЧЕНЬ близком склоне, они быстро вращаются. Чувствуется перегрузка. Смутно помню, как дотянулся до ручки запаски – нашел сразу, на ощупь, не зря все-таки тренировался, вися дома в подвеске. Рывок, бело-оранжевый комок парашюта пролетает вверх с правой стороны. Напрягаю ноги в нужном положении, успев мысленно попрощаться с ними, а заодно и с позвоночником. Носки ботинок уже почти касаются земли, ожидаю телом удара, который невозможно погасить, пфх! – и что-то мощно тянет вверх, останавливая вращение… В этот же момент ощущаю подошвами землю. Если бы не было склона – я бы, наверное, даже не упал. А так еще пару раз перекатился, чуть царапнув шлемом по камням. Сверху меня тут же накрыла запаска.
Секунд пять в голове было пусто и хорошо. Потом пришлось как-то реагировать на крики в рации “Коля разбился, врача срочно” и т.п. Звук собственного голоса, сообщающего, что Коля живее всех живых, доставил ни с чем не сравнимое наслаждение. Через полминуты, когда я наконец выпутался из запаски, еще большее наслаждение доставили яркое солнце и синее небо. Жить было прекрасно. Когда подбежали севшие поблизости пилоты, я, кажется, смеялся.
Эта фотография сделана через 5 минут после спасения на ЗП.
Можно посмотреть
http://www.flycenter.ru/video/SC/4egem.avi всего этого безобразия. За случайную съемку спасибо Андрею Собетову. Судя по ней, я бросил ЗП на высоте около 20 метров. Парашют успел открыться благодаря горизонтальной скорости вращения. Момент надувания запаски (и ее первоначального импульса, направленного вверх) совпал с моментом касания земли, что обеспечило очень мягкую посадку. Брось я ЗП на полсекунды позже…
Придя в себя и выслушав различные мнения о стиле пилотирования (с частым упоминанием моей матушки), я запихал запаску в багажное отделение подвески и слетел в лагерь. Это был, вероятно, самый осторожный полет в моей парапланерной жизни.
На этом мой летный день в Чегеме закончился.
Потом были бесконечные разговоры, костер, шашлык, дружная компания, обратная дорога и громкая музыка в микроавтобусе… И планирование будущих выездов.