Обучение полетам на параплане дельтаплане дельталете Клуб Горизонт Жуковский Москва Полеты параплан и легкий самолетПолеты дельтаплан и дельталет
Клуб СЛА «ГОРИЗОНТ»

Полеты Параплан т. 926 265 8003

Дельтаплан т. 916 251 9063
и Дельталет т. 916 823 8239










Обучение полетам на параплане полеты на параплане в тандеме Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

:

«День продолжается!»

О полетах на дельтаплане, первых полетах на лебедке


Сергей Кабаев

Кабаев Сергей, взлет...

- Ну что, Серёга, давай проверимся?
- Давайте.

    Опускаю аппарат на землю и ложусь в подвеску. Лицо щекочет трава. Резкий, до легкого головокружения, запах сырой земли. Недавно был дождь. Тайфун, мой аппарат, еще не просох. Значит, он потяжелел на несколько лишних килограммов – старт будет сложнее. А мне и так страшно.

    Блин, в чём дело? Ведь всегда когда вот так же как сейчас ложился в подвеску, я успокаивался. Внутри словно рождалась картинка полета. И я знал, что и как мы, я и дельтаплан, будем делать от самого отрыва до финишного усилия на посадке. А сейчас этой картинки нет. Дельтаплан вокруг меня, крыло, стойки, растяжки тросов, даже запах травы – вот она перед самым носом – всё это как обычно. Как было не раз и, надеюсь, будет. Но сейчас дельтаплан не кажется мне другом. Он стоит на земле и внимательно, насторожённо, ждет.

    Ладно. Посмотрим. В любом случае, ничего не кончится. Трава есть, небо останется, ветер – он и в Африке ветер. А мой полет - перед их лицом он такая мелочь, что волноваться о ней как-то не стоит. Тем более, не стоит мандражить.

- Подвеска в норме, вставай.

    Я поднимаюсь, и дядя Вова, наш инструктор, продолжает:

- Задание у тебя то же самое, что и в прошлый раз, на Атласе. Ты помнишь, что тогда делал?

- Да, конечно. Взлет, два метра высоты, в горизонт не переходил, дошёл до лебедки, отцепился, сел.

- Молодец, память хорошая. А сейчас нужно еще меньше. Стартуешь, наберешь метров пять и отцепляйся. Только взлёт и посадка, ничего больше, понял?

- А почему пять, дядь Вова? Ведь планировали первую затяжку на двух?

- Нет, Саня говорит, что удержать тебя точно на двух он не сможет. За пять он ручается, за два – нет.

    Как этот аппарат взлетает, ты уже немного знаешь. Разгонять его рывком, как твой старый аппарат, Атлас, не надо. Эта птица потяжелее. Атлас сколько весит?

- Не помню точно. Тридцать четыре или тридцать два.

- Ага, а Тайфун тянет на сорок четыре. Разбегайся плавно, но быстро - он очень любит скорость.

- Насчет управления. По кренам, как Атлас, он не играет. Но и вывести его из крена, уж еcли ты его туда загонишь, тебе будет гораздо труднее. Будь готов к тому, что аппарат не будет сразу отвечать на твои действия. При поворотах – сместись в сторону, приотдай ручку и дождись, когда аппарат сам начнет поворачивать, не дергай его. Понял?

«Похоже, дядя Вова тоже волнуется» - отмечаю про себя – иначе с чего бы он так подробно, уже в пятый раз наверное, всё рассказывает? Ведь мы не раз говорили и об аппарате, и о управлении.

«Эт-то хорошо – целее будем - немедленно подает голос мой двойник откуда-то изнутри - Это ж замечательно, когда инструктор проявляет заинтересованность в том, чтобы его учлёт остался целым?» Ну а ты постарайся его не огорчать.

- Понятно.

- Если верить тому Серёге, что летал на этом аппарате до тебя, то по тангажу этот аппарат управляется лучше. Тут особых проблем не будет. Всё остальное как обычно. После отрыва сразу подбери ручку, дай ему еще поднабрать скорости, а потом уж иди наверх.

- Хорошо, я понял… - а про себя – как же «всё как обычно». Скажет тоже.

    А, впрочем, нет. Он прав. Ничего совсем уж незнакомого сегодня нет. Новый дельт – ну и что? Да, новый. Но совсем недавно ты впервые вообще подошел к дельтаплану. Мало того, ты рискнул ему довериться. И было ли тогда важно, что тот аппарат тоже был новым? Тогда весь мир стал новым. Ты же не боялся, правильно? Так чего же бояться теперь? Штиля? Но и в штиль ты уже стартовал. Не только в штиль, даже с попутным ветром, помнишь? И ведь целый остался. Боишься падения и боли? Уже падал. Не раз. И ты знаешь, что нужно делать при падении – ноги вперед. Если высоты не хватает, то группируйся… Да какого черта! Вспоминай сам, зачем мне тебе рассказывать? Ты всё это знаешь! Чего же ты боишься, парень?!

- Неудачи.

- А-а-а, вот оно в чём дело... Занятно.

Ну что ж, это хороший страх. Цени его, именно он гонит тебя вперёд. Так вот. О неудаче. Её не будет. Если ты будешь бежать быстро. При падении фиксируйся на левой стойке. Крутись вокруг неё. Больше ничего страшного быть не может. Сейчас штиль. Воздух спокоен. Дельтаплан проверен. Готовься, учлёт.

- И не забудь - отдача ручки должна быть более сильной.. Сам понимаешь – крыло тяжелое, поэтому усилие должно быть больше. Как только почувствуешь, что аппарат начал просаживаться вниз, толкай ручку изо всех сил.

- Итак, - это я уже проговариваю своё задание вслух для инструктора - разгоняться постепенно, бежать быстро. После отрыва зажаться и набрать скорость. Затем набор высоты до пяти метров и держать эту высоту.

А если тяга будет слишком сильная? Выше уходить?

- Не знаю... Ты знаешь что - решай сам. У тебя сейчас две задачи - отработать взлет-посадку, и научиться чувствовать этот аппарат. Так что какая будет высота, в общем-то, без разницы…

Но лучше попробуй держать – поработаешь заодно по тангажу. Больше толку будет.

- Ладно, пойду на пяти. И при посадке толкаю сильнее ручку.

    Тем временем цепляю к замку трос, мы вместе с дядей Вовой проверяем замок на срабатывание. Щелчок, работает. Опять цепляюсь к тросу и пробую поднять Тайфун на плечи. Тяжел, однако. Ставлю аппарат на землю.

Кабаев Сергей и Тайфун

    Что ж, пилот и аппарат на старте.

Слушай, а вот интересно, дядя Вова мой стрём видит? Конечно, видит! Помнишь, какая физиономия у Антона была, при его первом старте на лебедке? Антон молодец, пролетел как надо, но лицо у него было – загляденье! Хорошо, что у дяди Вовы есть замечательная черта – он никак не реагирует на страх своих учеников. Впрочем, так и должно быть, наверное.

«Кстати, у тебя сейчас физиономия не лучше, чем у Антона. Расслабься. Один чёрт, ты полетишь. Если раньше можно было отказаться - это нормально, ты сам знаешь, то сейчас уже нет. Всё, расслабься. »

- Старт по готовности, я моторю.

    Инструктор отходит в сторону, отмашка флажком для Сани. Через десяток секунд тот неторопливо взбирается на место оператора и начинает блестеть в нашу сторону очками. Затарахтел двигатель лебедки. Трос резко натянулся. Упираюсь в землю ногами, чтобы не нырнуть вперед раньше времени.

- Есть мотор! Когда будешь готов, кивни.

    Поднимаю дельтаплан, выравниваю его по углу атаки и крену. Бросаю взгляд на колдунчик - он вяло висит, чуть колыхаясь в мою сторону. Встречный штиль. И то хорошо. Бежать быстро, помни. Очень быстро. Падение – руки на стойку. Всё остальное не важно. Вообще БОЛЬШЕ НИЧЕГО НЕ ВАЖНО. Я готов. Еще раз выравниваю аппарат и киваю.

- Пошёл! Пошёл! Пошёл!

    Как пожелание удачи от огромного мира принимаю легкое касание воздуха к лицу. Это значит, что ветер усилился – ура!, нам легче стартовать будет. Аппарат его тоже почуял, начал легонько переваливаться с крыла на крыло, как будто переминаясь. “Нетерпеливый какой”. Парирую колебания … Знаю, что на разбеге они должны прекратиться, но так спокойнее. Оглядываю поле и «взлётную полосу» - кусочек земли с которого нужно уйти в воздух. Трава высокая. Хорошо, что хоть весь бурьян повыдергивал – не будет путаться под ногами. Небо ясное. Тишина. даже мотора лебедки не слышно.

    Есть тяга.

ПОШЁЛ! ПЛЕЧАМИ ВПЕРЕД!

    Два шага вперед, сначала шагом, потом бегом. Крыло просится с моих плеч вверх - отпускаю его. Спинным мозгом успел отследить, что крыло сошло с плеч нормально и ровно идет – уже летит! – над головой. БЫСТРЕЕ! А потом провал. Не помню. Помню только, как с каждым шагом сильнее бил ветер в лицо. Да треск рассекаемой и рвущейся под ногами травы. А потом был отрыв... Верно говорят, что когда много радости, то люди не запоминают её.

    Крыло легко набирает свои первые метры. Инстинктивно пытаюсь остаться у земли и чтобы прибавить скорости, но какое там! Даже на зажатой ручке земля быстро проваливается вниз.

    Через секунду уже было пять метров. Высота набрана, ручку слегка на себя и мы неспешно плывем над землей.

    Хорошо ... скорость и высоту держим. Выскочили наверх – опять прижимаю спидбар к себе. Тайфун отзывается мгновенно и мы приближаемся к земле. Поиграем, дружок? ручку от себя, чуть-чуть... Ветер тише, земля пошла вниз, мир начал замирать, словно подобно в стоп- кадру. А теперь к себе... опять голос ветра и шелест обшивки.

    Лебедка уже рядом, пора отцепляться. Сосредоточься, работаем посадку. ручку на себя, отцепка, трос ушел вперед и вниз, горки не было, снижаемся в том же темпе. класс. высота? – 4-5 метров. пикирую. земля растеклась, покрылась полосами. только одна точка в центре - «точка прицеливания» - не изменилась. если она неподвижна, значит всё в порядке. не движется. хорошо. высота метр, выравниваюсь, чётко сажусь на экран и как огромная летучая мышь мы стелемся над травой. аппарат управляется великолепно, отзывается на малейшее движение. солнце сзади - вижу впереди скользящую по земле тень от крыла. как ветер? точно в нос, хорошо. земля тёмная, плохо видно. крыло теряет скорость на долёте, становится вялым, засыпает. встречный поток воздуха замирает. но мы идём всё еще слишком быстро. я выжидаю, учусь чувствовать … полсекунды, секунда, еще… сейчас! щедрым, с криком, движением толкаю стойки вперед и вверх. тайфун резко задирает нос и слегка замирает, но привычного срыва потока и мгновенной остановки в воздухе не происходит. скорость все равно есть – уже скорость падения. раньше нужно было толкать, раньше! а сейчас руки со стоек, ладони на лицо, локти прижать к груди, тело расслабить. уже опустивший нос аппарат с грохотом бьется о землю стойками. они сгибаются, пружинят, а затем подбрасывают дельт в воздух. ни фига себе! повторный клевок и удар носовым узлом. меня мешком швыряет на землю, под аппарат. но слабо - вспышки боли нет. всё, на земле…

    Плохая посадка. Еще пару раз также - и кого-то из нас гарантированно придется ремонтировать – либо дельт, либо меня. «Скорее обоих» – говорит кто-то внутри, ухмыляясь. Юморист жив. Еще лежа на траве, пытаюсь осмотреть аппарат, точнее стойки – основной удар пришелся на них. Вроде без повреждений. Они в порядке, а больше ничего сломаться не должно – перед касанием крена не было.

    Ладно, а как мои кости? Ерзаю в подвеске, шевелю руками, ногами. Да вроде тоже в порядке, дельт выручил... Спасибо тебе, дружок. Поднимаюсь на ноги, отцепляюсь от аппарата и осматриваю его более тщательно. Всё действительно в порядке, можно хоть сейчас в воздух.

«Ну ты и крепок!»

    Ловлю себя на том, что аппарат перестал быть чужим. Он стоит на земле точно такой же как десять минут назад. Но и как-то иначе.

    Уже с удовольствием смотрю на крыло – это хорошее крыло. На тонкий профиль, на выступающие латы и морщины паруса. Ты уже не нов. Но летишь хорошо. Глаза автоматически осматривают парус в поисках дырок, проскальзывают по швам – много нужно штопать. На буднях приеду, начну делать.

    Ладно сейчас досконально смотреть времени нет – но ты ведь не подведешь, правда? Жди в гости в среду – будем тебя до ума доводить.

    А внутри тем временем уже бьется что-то, хочется кричать и петь – пролетел! На Тайфуне! Как же ты летишь! Почему тебя назвали дубовым, а? Ты же чуткий! Чуткий, как молодой пёс, готовый сорваться и броситься вперед по первому же сигналу, даже не по сигналу, просто по кивку, жесту. Чуткий как …. Как я не знаю что!

    Еще! Пока солнце не село, нужно еще стартовать! Сколько успею. Замечаю наконец, что приземлился почти у лебедки. Сообщаю Сане: «Тайфун классно летит, никаких проблем». Тот и сам это видит, но промолчать в ответ не может, всё-таки он тоже целый инструктор – крайнее слово должно остаться за ним. Да и рад он, улыбка широкая- широкая. Тоже волновался – работа у оператора нервная, им бы молоко давать. «Или пиво» Всё еще улыбаясь, Саня спрашивает:

- А чего ж выше не полетел?

- Так задание было держать пять метров, я и держал.

- Мог бы и выше, ты хорошо шёл.

- На следующем старте буду!

    Весь нерастраченный адреналин из уходит в пробежку с дельтом на плечах до точки старта. Дядя Вова встречает такой же широкой улыбкой.

- Молодец, хорошо пролетел.

- Ага. Дядь Вов, он классно летит. Взлетает без проблем. Я перед стартом волновался немного, а он всё сам сделал. Ей-богу, я просто бежал, о крыле даже не думал. У него не было ни кренов, ни попытки задрать нос, ни клевка на разбеге. Отрывается от земли замечательно, очень ровно. Отличный аппарат ...

Внутри гора эмоций, хочется рассказать их все. Но - больше трепешься, меньше летаешь. Прикусываю язык ...

- Да, крыло хорошее. Тайфуны вообще толковые дельтапланы, даже наша сборка его не испортила. Еще будешь?

- Конечно! Дядь Вов, а как мой полет был?

- Ну вроде бы нормально. Взлетел неплохо. Вот только я не заметил – ты после отрыва ручку зажимал?

- Зажимал. Но скорость большая была, всё равно вверх тащило.

- Хорошо. Обрати сейчас внимание на скорость. Ты шел немного медленно. Попробуй чуть побыстрее. Помни, лучше всего Тайфун управляется на большой скорости. Все его свойства - и летучесть и управляемость - проявляются только при наличии скорости.

Задание будет то же самое, только без ограничения по высоте. Забирайся по максимуму.

Перед отцепкой ручку подзажми, на посадке толкай пораньше.

- Да, я тоже заметил. В этот раз слишком поздно отдал ручку, срыва потока не было. Дядя Вова, мне в горизонт переходить? Ведь высоты должно хватить...

- Сейчас нет. Если всё будет нормально, то на следующем старте попробуй, а сейчас рано.

- Жаль!

- Ты не лети вперед, это еще только первый старт на новом аппарате. Ты его еще не чувствуешь, а при переходе в горизонт всегда теряется ориентировка. Это не страшно, если всё идет нормально. Но если будут какие-то трудности на взлете, да еще потеряться во время перехода, то ... могут быть проблемы - дядя Вова молчит, точнее ждет – буду ли я спорить? Но спорить без толку - он прав. Ориентировка во время перехода действительно слегка теряется.

- Давай готовься, а я пока к Сане схожу.

    Ok. Подцепился к аппарату. Можно просто отдохнуть – больше «готовиться» нечего. Аппарат осмотрен, подвеска и шлем на мне, троса еще нет, дядя Вова должен его притащить. Можно отдохнуть.

    День продолжается.

Обсудить на форуме >>

Яндекс цитирования  
Яндекс.Метрика
На главную >>